Китай – давний партнер, сосед и союзник России. Это прекрасное место для начала бизнеса, расширения своего влияния, повышения узнаваемости бренда. Но, как и везде, в Китайской Народной Республике бизнесмены способны не только скопировать бренд, порой произвести продукт более качественно, а также зарегистрировать марку на себя, если это не сделал ее фактический создатель.
Охранные права на торговую марку в КНР возникают лишь после их регистрации в Государственном ведомстве по интеллектуальной собственности Народной Республики Китай (SNIPA).
Стадия 1. Проверочная оценка возможности регистрировать бренд. Чтобы убедиться, что предложенное к регистрации обозначение не нарушает ничьи права, соответствует принятым в этой стране стандартам, знак проходит всестороннюю проверку с использованием баз ведомства и различных открытых источников. Такой порядок действий помогает избежать лишних расходов для случая, когда заявка уже подана, но получает отказ по указанным причинам.
Стадия 2. Подача заявки. Для запуска процедуры регистрирования подается заявление в SNIPA.
Физические и юридические лица, не являющиеся резидентами, по закону должны обращаться к агентствам по товарным знакам, утвержденным в соответствии с национальным законодательством.
В 2014 году в Китае произошли изменения в законе о регистрации товарных обозначений. Стало возможным подать единую заявку сразу на несколько классов продукции.
Стадия 3. Экспертиза заявленного знака. В этот период происходит проверка торговой марки на соответствие стандартам, изложенным в законе о товарных знаках КНР, - проверка уникальности и допустимости. Экспертиза длится в среднем девять месяцев.
Стадия 4. Публикация торгового знака. Обозначение публикуется в предназначенном для этого открытом бюллетене. Такие бюллетени держат на контроле патентные поверенные и юристы компаний, зарегистрировавших свои бренды у них ранее на предмет выявления ущемления прав их клиентов опубликованным торговым знаком.
Стадия 5. Принятие и рассмотрение возражений. Если некое лицо (это не обязательно должен быть правообладатель) заявит, что опубликованная торговая марка напоминает либо точно воспроизводит уже существующий бренд, или если оно иным способом нарушает регистрационные законы (например, является всем известным географическим названием), такое лицо может апеллировать в регистрационный орган с возражением. Для подачи возражения закон отводит 3 месяца. Однако с 2014 года подателю такого обращения требуется предварительно подтвердить, что данный бренд является неуникальным либо недолжным.
Стадия 6. Выдача сертификата. На этом этапе выдается свидетельство о регистрации торгового знака в Китае, если успешно пройдены предыдущие этапы. Срок действия свидетельства – 10 лет.
Необходимые документы
В качестве торгового знака могут быть зарегистрированы: звуковой товарный знак, трехмерный, коллективный или сертификационный знаки. Особенности в составе документов, подаваемых для их регистрации, а также подробный перечень вариантов - см. статью 13 Положения «О применении Закона КНР о товарных знаках».
Период регистрации торговой марки от начала процедуры до ее завершения занимает около 2-х лет. Срок действия длится ровно 10 лет. После этого, путем несложных юридических процедур, при желании правообладателя срок подлежит продлению еще на 10 лет.
Соблюдается «принцип приоритета»: если на регистрацию подобных или одинаковых товарных знаков для представления похожих видов товаров подается две или более заявок от разных заявителей, то претендент, который представил в ведомство заявление первым, будет приобретает приоритетное право регистрации. Если заявки на идентичные торговые марки поступили в один день, предпочтение будет однозначно отдано заявке, которая доставлена в Ведомство раньше. Оставшиеся заявки не рассматриваются.
В КНР существуют территориальные исключения действия охраны брендов. Это Гонконг, Макао и Тайвань. В них любой торговой марке требуется отдельная регистрация. В Гонконге она производится по новому заявлению в Реестре по товарным знакам при Департаменте по интеллектуальной собственности САР Гонконг, либо подается международная заявка на регистрирование торговой марки с распространением правовой охраны на территорию Гонконга. Делается это в государстве происхождения бренда. Период, которым ограничивается регистрация в данном районе - в пределах 1,5 лет.
Стоимость услуг | |
Регистрация товарного знака | 25 600руб. |
В китайских национальных ведомствах
По Мадридской системе